Я – сын Ваш. Летопись белорусской шляхты.

По вопросам приобретения книги обращайтесь в магазин «Академическая книга»

Князь Д. М. Шаховской



ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ СЛУЖИТЬ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ...

Книга Анатолия Васильевича Стецкевича-Чебоганова «Казановичи герба «Гржимала» выходит в свет в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, на полях сражений которой прославились представители знаменитого на Могилёвщине рода Казановичей, а также в год, когда отмечается 1150-летие русской государственности.

А. В. Стецкевич-Чебоганов известен как писатель, исследователь древних родов, своим трудом являющий замечательный пример сохранения духовных ценностей и культурного наследия Отечества, автор серии книг — летописи белорусской шляхты под общим названием «Я — сын Ваш», — издающихся по благословению Высоко-преосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета. А. В. Стецкевич-Чебоганов поставил перед собою непростую задачу: осмыслить историю Отечества через историю конкретного рода. Тут следует отметить не только историческую сторону его труда, но и тщательное научное оформление всех приведённых сведений.

Точны основные ссылки на архивы, на такие издания, как «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России», «Литовская метрика», «Метрика ВКЛ. Книга судных дел». В конце книги приведены использованные архивные источники и литература, а также именные указатели к родословным росписям, географический указатель, список условных обозначений, словарь исторической лексики. Следует отметить наличие богатого иллюстративного материала, копий исторических документов и фотографий.

За двадцать лет работы при поддержке специалистов — директора Национального исторического архива Беларуси А. К. Голубович, сотрудников архива Н. А. Барсуковой, Г. М. Брегера, Д. В. Лисейчикова, С. А. Рыбчонка, а также В. Н. Верёвкина-Шелюты, О. И. Дерновича, А. А. Шумкова − исследовано более сорока извест ных дворянских родов Беларуси (ранее Западной России), в основном предков автора: Сацкевичей-Стецкевичей, Стецкевичей, Карафа-Корбутов, Рудзинских, Тычино, Ждановичей-Гуриновичей, Сытько, Липских, Забелло, Татуров, Некрашевичей, князей Глинских и Лиходиевских, Реутов, Корибут-Дашкевичей, Керножицких, Моствиловичей, Гетолтов и Тышкевичей из рода Калениковичей, Круковских, Маковецких, Пилькевичей, Забродских, Корзунов, Ушинских, Казановичей, Островских, Кигнов, Косынских, Курчевичей из Сотвы Севруков, Острейко, Тарасевичей, Кавецких, Бербашей (Юхновичей-Бербашей), Францкевичей-Радзиминских, Галинских, Ивановских, Смольских, Слонских, Жавридов, Врочинских, Бучинских, Скорино и ряда других.

Ясно, что творчество Анатолия Васильевича Стецкевича-Чебоганова представляет для историка особенный интерес, поскольку позволяет следить не только за отдельными звеньями истории одного рода, но и способствует горизонтальному представлению ряда поколений. Таким образом, создаётся картина целого общества, судеб его представителей.

Особого внимания заслуживают воспоминания о прямых предках автора и глава «Из семейных историй» — память о том недавнем прошлом, которое неминуемо исчезает, если его не запечатлеть.

В числе родственников автора немало известных людей. Например, по линии его предка Гетолта из Калениковичей — Борколаб Иванович Корсак (XVI век), в имении которого была составлена Борколабовская летопись — памятник древней белорусской письменности; митрополит Киевской и всея Руси Григорий и архимандрит Киево-Печерской лавры Иван (XV век); архиепископ Полоцкий Евфимий и игуменья Полоцкая Настасия (XVI век); графы Тышкевичи.

Среди семейного круга Анатолия Стецкевича-Чебоганова — князья Лиходиевские, Глинские, Острожские, а также известные деятели науки и культуры, военачальники как академик Степан Некрашевич, археолог Генрик Татур, командующий ВДВ СССР генерал Казанкин.

Как отмечает сам автор, исследование истории жизни каждого конкретного человека, и в конечном итоге — конкретного рода, установление связей между представителями многих родов за несколько столетий даёт возможность значительно дополнить эпическую картину жизни общества, увидеть глазами предков настоящую, неполитизированную историю своей страны, сберечь и сохранить свою веру, культуру, своё Отечество. Вот почему большой интерес вызывает появление очередной книги Анатолия Стецкевича-Чебоганова «Казановичи герба «Гржимала».

Автора книги ещё с юности, после прочтения произведения Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам», заинтересовала судьба одного из героев романа — генерала Казановича. А. Н. Толстой, принявший после эмиграции советскую реальность и воспевавший её, всё-таки создал в своём романе положительный образ белогвардейского генерала Казановича, восхищаясь его решимостью, твёрдостью характера и личной смелостью:

«Генерал Казанович стоял на срубе колодца у железнодорожной будки и спокойно следил за умелыми движениями офицерских цепей, идущих без выстрела. Тонкое, изящное лицо его, с полуседыми длинными усами и подстриженной бородой (как носил государь император), было насмешливо-сосредоточенно, красивые глаза холодно, с женственной страстностью, улыбались. <...> Застучали пулеметы, знойную тишину разорвали залпы. Видно было, как из окопов поднимались густые цепи противника. <...>

— Шрапнелью три очереди по товарищам! — приказал он.

Две батареи, скрытые за насыпью, открыли огонь. Низко над цепями противника рванулись ватные клубки шрапнели. <...> Вторая рота отхлынула, легла.

Тогда он соскочил с колодца и легко побежал по полю. Его увидали. Ему удалось поднять цепи, крича: «Господа, господа, стыдно!“ Он бросил их в штыки...»

И теперь, по прошествии многих лет, Анатолию Стецкевичу-Чебоганову удалось реализовать свою идею по изучению рода Казановичей. Знакомясь с документами о замечательных представителях этого известного рода, ещё раз убеждаемся, что жизнь человека неотделима от жизни общества, страны, событий конкретной эпохи.

По книгам Могилёвского магистрата исследователю удалось установить, что в XVI веке в Могилёве жили два брата Казановичи — Гавриил и Ярош, от которых берёт начало род Казановичей. Многочисленные документы свидетельствуют о неоднократном участии в судебных процессах по искам о невыплате денежных долгов «могилёвского радцы» Яроша Казановича.

Сохранилось описание прибытия в Могилёв 9 октября 1618 года полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Православное население встретило его с недоверием: мещане закрыли перед ним городскую браму. После этого он обратился к королю Сигизмунду III с жалобой «на бурмистров и радцев могилёвских», которые «...учинили бунт и сопротивление против него, брамы местские позамыкали...» Среди зачинщиков был и Ярош Казан[ович].

Любопытен тот факт, что в доме войта могилёвского Фёдора Петровича Казановича в 1706 году останавливался Пётр Первый. Фёдор Казанович с женой встретили царя на пороге дома с хлебом и солью. Хозяин дома был взволнован и смущён, так как знал, что его предки участвовали в военных действиях против Москвы в 1661 году. Царь, однако, похлопав его по плечу, сказал: «Помню, не пугайся, я знаю, что за твоим батюшком Москву высекли, на то война была, а Москва тогда дурна была...»

Представители рода Казановичей особо отличились в Отечественной войне 1812 года. Шесть сыновей Гавриила Петровича Казановича мужественно сражались во многих битвах — в Галиции, Саксонии, Франции. Награждены боевыми орденами. Один из братьев погиб под Тарутино.

Поручики Ахтырского гусарского полка Алексей и Гилярий Казановичи в составе армии генерала князя Багратиона принимали участие в Бородинском сражении. За храбрость, проявленную в этой битве, оба брата награждены золотым оружием. Имя Гилярия Казановича, как «кровь пролившего», увековечено на 15-й стене храма Христа Спасителя в Москве.

Василий Гавриилович Казанович, как и его братья, был участником Отечественной войны. В 1814 году вступил с русскими войсками в Париж. Имел боевые награды, в том числе медаль «За взятие Парижа». Вернулся в Россию с молодой женой, очаровательной француженкой Терезией по фамилии Колен.

Как отмечает в своих воспоминаниях правнучка Василия Гаврииловича Казановича Елена Борисовна, её прадед во время войны 1812 года «организовывал из крестьян партизанские отряды, действовал... смело и решительно».

А вот что пишет о поручике Казановиче в «Дневнике партизанских действий» Денис Давыдов, герой войны 1812 года: «...Рано 14-го числа мы выступили к Белыничам. На подходе встретили мы Ахтырского гусарского полка поручика Казановича. <...> Он, узнав о приближении моем к сему местечку, сел на конь и поскакал ко мне навстречу, чтобы уведомить меня о пребывании неприятеля в местечке, о числе оного и вместе с тем, чтобы быть вожатым моим по дорогам, более ему, нежели мне, известным...»

Заметную роль представители рода Казановичей сыграли в российской истории начала XX века.

Генерал-лейтенант Борис Ильич Казанович — известный участник белого движения на юге России в период Гражданской войны. Не случайно А. Н. Толстой в романе «Хождение по мукам» на примере генерала Казановича создал обобщённый образ офицера Добровольческой армии, «прокалённой насквозь железной дисциплиной, поражаемой и отступающей, но, как механизм послушной воле единого командования», идейно противостоящей Красной Армии.

До конца жизни, будучи в эмиграции, генерал Казанович был председателем Главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода и Общества офицеров Генерального штаба в Югославии.

В процессе работы над исследованием рода Казановичей Анатолию Стецкевичу-Чебоганову удалось вернуть в историю культуры полузабытое имя Евлалии Павловны Казанович, одной из основателей Пушкинского дома. Евлалия Казанович также известна как собиратель фольклора Могилёвской губернии. В этом томе опубликованы записанные ею «Волочобные песни» и «Говоры Озеранского края».

Особый интерес представляют воспоминания Елены Казанович, дочери генерала Казановича, эмигрировавшей во время Гражданской войны и вернувшейся в 1950-е годы на родину. Дневники Елены Борисовны удачно дополняют историю рода Казановичей и, несомненно, являются определённым вкладом в мемуарную литературу.

Примечателен тот факт, что семья Елены Казанович спасла и сохранила икону «Образ пресвятой Богородицы Могилёво-Братской», которая в августе 1995 года была возвращена городу Могилёву и сейчас находится в Могилёвском Свято-Никольском монастыре.

Несомненно, исследование рода Казановичей, многие поколения которого верой и правдой служили своему Отечеству, являя пример дворянского самосознания, имеет большое значение как для нынешней белорусской, так и для российской культуры.

Князь Д. М. Шаховской,
доктор историко-филологических наук,
профессор истории Русской Церкви и русской философии
Свято-Сергиевского богословского института в Париже,
председатель Родословной комиссии Союза Русских Дворян.

Все статьи »