Владимир Гниломёдов
Прошлое — далёкое, но своё, родное...
Я человек, как в старину говорили, посполитый и к избранному, привилегированному сословию — шляхте — отношения, кажется, не имею. Однако наша история, наше совместное прошлое мне дорого, как и любому гражданину. Поэтому с удовольствием наблюдаю, что интерес к истории, к людям и событиям прошлого в нашем обществе растёт, что ряды историков, краеведов пополняются. История — часть культуры, без которой нельзя самоосознать себя, ответить на фундаментальный вопрос духовного плана: кто мы такие? Постижение истории, исследование её уроков, опыта позволяют найти в прошлом необходимую опору для современности, глубже понять свои нереализованные, упущенные возможности и потенциал.
Всё это хорошо известно Анатолию Стецкевичу-Чебоганову, который, кроме того что является достойным представителем шляхетского рода, заявил о себе как обстоя тельный историк, наследник летописца Нестора, автора выдающегося памятника Древней Руси — «Повести временных лет».
Анатолий Стецкевич-Чебоганов поставил перед собою благородную и амбициозную цель — шляхтич! — создать масштабную летопись белорусской шляхты. Первый том под названием «Я — сын Ваш: Стецкевичи, Сацкевичи-Стецкевичи герба «Костеша» и Карафа-Корбуты герба «Корчак&» увидел свет в 2011 году и был положительно принят и оценён обществом.
Возвращение к родным истокам... Но Анатолий Васильевич, кажется, никогда с ними не порывал, не расставался. Они, в первую очередь, в личностях выдающихся предков, в едином родословном древе, духовном наследии, которое сберегают архивные хранилища, семейные предания, старые портреты и фотографии, надмогильные памятники.
Государственные мужи, усердные труженики, смелые воины — защитники Отечества, учёные... Немало таких и в новом томе, который Вы, уважаемый читатель, держите в руках. Каждый из них пронёс через время, выпавшее на его долю, свои мечты, потери, печаль и боль, осуществлял надежды, жил и боролся. Наша история никогда не была простой, а ведь она состоит из человеческих жизней, человеческой деятельности, обусловленных и отмеченных временем.
Взять, например, Степана Михайловича Некрашевича (1883-1937) — одного из героев-персонажей этого тома. О Некрашевичах герба «Любич», связанных родственными узами с другими шляхетскими родами, А. Стецкевич-Чебаганов рассказывает : «Непростая была у представителей этого рода судьба. За многие столетия они испытали как взлеты, так и падения. Но ни в одном из документов не было сказано о нечестности, стремлении к личной корысти, предательстве и зависти. Наоборот, всегда речь шла «о благородстве происхождения», трудолюбии и верности дому. С. М. Некрашевич — авторитетный белорусский языковед, организатор науки в республике, заслуги его перед Беларусью значительные. Он имел непосредственное отношение к созданию Института белорусской культуры (1922), являлся его председателем, а затем вице-президентом Белорусской академии наук, академиком. В 1930 году он был арестован, выслан в Удмуртскую АССР, в 1937 году арестован повторно и приговорён к высшей мере наказания. Приговор был исполнен без промедления, буквально на следующий день».
Личность белорусского учёного С. М. Некрашевича удивляет своим величием, благородством, патриотическими устремлениями и трагизмом.
«В биографии Степана Некрашевича, — пишет историк-краевед В. Романцов, — есть всё: честь, слава, потаённое и ужас. Она заставляет восхищаться, удивляться, печалиться, сопереживать и страдать. На примере жизненного пути Некрашевича можно изучать историю Беларуси начала ХХ столетия». С этим нельзя не согласиться.
Интересно прочесть в этом томе летописи А. Стецкевича-Чебоганова и о роде Татуров герба «Донброва», который также берёт начало из седой древности и который дал миру немало замечательных личностей, в том числе известного археолога Генриха Татура.
Я имел честь быть близко знакомым, дружить с прекрасным писателем-переводчиком Николаем Татуром, но даже не догадывался, что передо мною шляхтич, да ещё из такого уважаемого рода. В справочнике «Писатели Советской Белоруссии» (Минск, 1981) о нём сказано: «Николай (Николай Игнатьевич) Татур родился 03.03.1919 г. в урочище Застарье Кличевского района Могилевской области в крестьянской семье». Теперь, благодаря исследованию А. Стецкевича-Чебоганова, мы знаем, что родился Николай Татур не в урочище Застарье, а «в поместье Урочище Застарье» в семье бывшего офицера царской армии. Николай Игнатьевич всю жизнь с достоинством представлял свой род, во время Великой Отечественной войны участвовал в партизанском движении, был тяжело ранен и долго лечился в госпиталях, награждён орденами и медалями, но о своих заслугах говорить не любил, был человеком очень скромным. Много работал, переводил художественные тексты с русского и польского языков, был директором Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей Белоруссии. Узнав, что Николай Игнатьевич Татур принадлежал к такому славному роду, я как-то по-иному стал воспринимать незабываемую личность этого человека...
Надо отметить, что в этом томе исследована также более чем пятисотлетняя история родов Керножицких, Моствиловичей, Севруков из Сотвы Курчевичей.
Интересный факт: представитель древнего рода Керножицких герба «Юноша», полковник Ленарт Керножицкий во второй половине XVI века женился на Раине Моствилович, подчашенке троцкой из знатного шляхетского рода, известного в ВКЛ ещё с XIV века. Как видно из исследования, Моствиловичи — выходцы из Жамойтской земли, в числе других 48 родов ВКЛ католического вероисповедования получили герб «Доленга» по Городельской унии от 2 октября 1413 года.
Предки автора бережно хранили сведения о своём прошлом. Анатолий Стецкевич-Чебоганов часто вспоминает Василия Михайловича Курчевича-Севрука, который проделал значительную работу по исследованию своего древнего рода: «Я сколько могъ, то и открылъ потемки для потомковъ, хотя быть можетъ ни одинъ не помянетъ и добрымъ словомъ за трудъ». По-видимому, за горечью этих слов прячется надежда и вера Василия Михайловича, что всё-таки кто-то из потомков продолжит его дело.
Хочется заметить, что мечта родича автора сбылась.
Анатолий Стецкевич-Чебоганов призывает и каждого из нас взглянуть неравнодушным взглядом в прошлое, вспомнить своих дедов, отдать им должное, почтить память, чтобы не утратить с ними духовной связи, чтобы далёкое прошлое однажды стало родным и близким...
Владимир Гниломёдов,
доктор филологических наук,
академик Национальной академии наук Беларуси.